2 марта в центральном офисе Российского союза туриндустрии состоялось первое заседание рабочей группы РСТ по винному туризму. Группа создана по инициативе участников винной и туристической отрасли и при поддержке руководства РСТ. В состав группы вошли руководители крупных компаний-туроператоров (Ривьера, Музенидис Трэвел, Царь Вояж, ГУП РК Крымский туристский центр, Веди Групп), винных хозяйств (Долина Лефкадия, Фанагория, Инкерман, Абрау-Дюрсо), представители медиа (МИЦ Известия, Euromag, Simple Wine News, izi.Travel), федеральных структур и профессиональных ассоциаций (Роскачество, Союз виноградарей и виноделов России).
Винный туризм – одно из самых популярных тематических направлений туризма в винодельческих странах. 2010-е годы стали периодом массового развития винного туризма в мире. К 2020 году оборот рынка винного туризма Франции составлял более 5,3 млрд.евро в год, Австралии - 5,9 млрд.долл. в год, число винных туристов в этих странах оценивалось ежегодно в более 10 млн. и 5,5 млн человек, соответственно. Профиль винного туриста имеет высокий потенциал для турбизнеса: это современный активный человек 28-55 лет, хорошо образованный, заинтересованный в собственном развитии и исследовании новых территорий и вкусов, требовательный к качеству сервиса, с высоким доходом и уровнем затрат на путешествия. Маршруты по винным дорогам дают туристу незабываемые впечатления, новые познания, знакомство с природой, традициями и историей винных регионов мира. На рынке винного туризма предлагаются разные виды турпродукта - популярные массовые экскурсионные программы, корпоративные программы, а также тематические винные туры для небольших групп и индивидуалов. Особое развитие за последние годы получили смешанные туры, в которых винная тематика становится элементом культурно-исторического и гастрономического наследия регионов.
В России в настоящее время активно развивается винодельческая индустрия, с каждым годом появляются новые перспективные винные хозяйства, растут посадки новых виноградников, увеличиваются масштабы инвестиций и государственной поддержки отрасли. Устойчиво растет качество вин и развивается туристическая инфраструктура винных хозяйств. На сегодняшний день более 40 винодельческих предприятий уделяет серьезное внимание вопросам привлечения турпотока и оказания туристических услуг, от проведения экскурсий и дегустаций до организации больших фестивалей и корпоративных мероприятий. Некоторые винные предприятия организуют сопутствующие производства, инфраструктуру и сервисы – фермерские хозяйства, рестораны, гостевые дома, музеи, эногастрономические классы, фотосессии, услуги для здоровья, активный отдых на природе. Основные регионы винного туризма в России – это самые популярные туристические направления юга России: Краснодарский край, Крым, Севастополь, Ростовская область. Уже существует маршрут Винная дорога Крыма и Севастополя с рекомендациями хозяйств, которые стоит посетить, активно развивается межрегиональный проект Винные дороги Боспорского царства.
В новых условиях развития винной индустрии и внутреннего туризма становятся актуальными вопросы взаимодействия и синергии двух отраслей – винной и туристической. Важно привлечь внимание турбизнеса к огромному потенциалу сегмента винного туризма в России, познакомить с существующими возможностями для организации новых туристических программ и маршрутов. С другой стороны, винным хозяйствам следует лучше понимать специфику ведения туристического проекта и запросы турбизнеса. Таким образом, особое значение имеет качество профессиональных коммуникаций, которые позволят выработать единую стратегию развития и сделать винный туризм экономически привлекательным для винной отрасли, индустрии туризма и туристов.
Винный туризм имеет все возможности, чтобы стать новым драйвером экономического роста, социального развития и туристического потенциала южных регионов России. Как отметил в своем выступлении на заседании рабочей группы Почетный президент РСТ Сергей Павлович Шпилько, «важно переориентировать пляжные турпотоки на винные хозяйства и другие новые направления, которые дают представление о богатом наследии юга России и создают разносторонние возможности для путешествий и получения свежих впечатлений. При этом нужно учитывать ключевые тенденции развития мировой туриндустрии и эволюцию спроса современных туристов - цифровизацию, повышение требований к сервису, интерактивность, внимание к экологии».
Участники рабочей группы РСТ по винному туризму рассмотрели перспективы развития нового направления и обсудили основные задачи группы, в том числе содействие в организации винных туров и экскурсий, улучшение сервиса и подготовку кадров, создание информационной площадки по вопросам развития винного туризма, организацию мероприятий, совершенствование правовой базы в области винного туризма.
В планах работы группы на 2021 год – участие в новом винном фестивале Winexpo, который пройдет в Анапе в мае, организация инфо- и пресс-туров с посещением винных хозяйств, проведение сессий по винному туризму и презентаций винных хозяйств на профессиональных туристических выставках, конгрессе туриндустрии и на мероприятиях индустрии гостеприимства. Есть идея возродить замечательную традицию проведения неформальных встреч в формате стройотрядов РСТ с выездом на виноградники. В этом году будет подготовлена новая программа экспедиции по винно-историческому маршруту с участием в сборе урожая и археологических раскопках, для углубленного знакомства участников экспедиции с винной культурой и античным наследием юга России.
По мнению Елены Порман, руководителя рабочей группы РСТ по винному туризму и продюсерского центра «Новое Русское Вино», «история и традиции местной культуры – базовые элементы формирования бренда территории и развития современного туризма, который ориентирован на получение ярких эмоций и уникальных впечатлений. В винном туризме мы видим объединение интересов двух разных бизнесов – винного и туристического, сейчас важно определить основные задачи и согласовать план взаимодействия для достижения конкретных результатов».
Состав рабочей группы РСТ по винному туризму https://rostourunion.ru/komitety/com_vine.html
Comments