top of page
  • Фото автораChief editor - Pavel Kirillov

Российское виноделие в условиях санкций. Мнение представителей виноделен.

Из-за западных санкций и роста курса валют рынок меняется стремительно. Мы задали вопрос представителям пяти значимых предприятий винодельческой отрасли из разных регионов России: «С какими трудностями вы столкнулись из-за западных санкций, и что будет с ценами на вашу продукцию?» и получили честные и развернутые ответы.


Михаил Николаев, управляющий партнер «Долина Лефкадия»

«Трудности: 1. Комплектующие импортные все дороже и многие недоступные - для нас это некоторые колпаки, бумага (и картон), пробки, запчасти, химзащита и биопрепараты, дрожжи, бочки. 2. Экспорт в Европу (куда планировался контейнер в марте) не реален. Также все потенциальные контракты которые мы с поставщиками Скандинавии решили отложить во время ковида. Мы по сути продавали только в страны которые сейчас закрыты 3. Застряла некоторая валюта которая предполагалась для финансирования 4. Отказались от саженцев, слишком много рисков для привоза. И программа посадок в этом году была ОЧЕНЬ важная для нас.


По ценам: 1. Мы поднимаем некоторые цены - на самые бюджетные вина это в пределах 10%. Комплектующие занимают большой процент в себестоимости. 2. Средний сегмент с винами до 1 тыс руб не трогаем и не планируем 3. Дорогой сегмент - мы снизили цены на некоторые вина)) пора рассматривать хореку там где раньше были только частные клиенты. Но в основном будут изменения в дистрибуции которые могут повлиять на цены. Большой вопрос пока насчет реально коллекционных вин которые мы планировали начинать продавать в рамках «винного клуба» этим летом. Сейчас все это на паузе. Для бюджетных вин очень важна себестоимость комплектующих. Для средних сегментов она не столь принципиальная. Более высокий сегмент - там для нас важнее рост в объёмах продаж».


Елена Куркова, генеральный директор «Шато де Талю»

«Сейчас все российские предприятия так или иначе столкнулись со сложностями. И наша компания – не исключение.

Вино не является товаром первой необходимости, и понятно, что часть потребителей предпочтут купить скорее еду, чем что-то для удовольствия.

Покупка товаров повседневного спроса — главная статья бюджета в структуре расходов российского потребителя. На нее приходится более четверти месячного бюджета. Категория "вино" не входит в эту группу, поэтому мы будем максимально сдерживать рост цен. Мы приложим максимум усилий, чтобы российское вино, уже ставшее синонимом высокого качества, оставалось доступным для россиян.

Вместе с тем из-за валютных колебаний у нас меняется стоимость импортных комплектующих. Бутылки, пробки, колпаки мы привозили из Европы. Из-за роста цен на импортную бумагу у российских типографий возросла цена за этикетки. Даже стоимость кассовой ленты увеличилась в разы.

Несмотря на то, что большая часть контрактов с нашими зарубежными партнерами в иностранной валюте, мы будем стараться максимально нивелировать валютные колебания, чтобы как можно дольше сохранить текущие цены на продукцию. Однако серьезных стратегических запасов комплектующих у нас нет. Поэтому сейчас мы активно ищем альтернативу импортным поставкам при сохранении качества.

На те вина, которые сейчас на адаптации, мы удержим прежние цены, без повышений. Но мы в рынке и, если цены на комплектующие будут так же резко расти и дальше, нам придется повысить стоимость новых партий вина. Делать это мы будем плавно, без потрясений».


Андрей Синицын, директор по производству ВК «Сатера»

«В связи с возникшей ситуацией на рынке и понимая приближающийся новый релиз наших вин компания достаточно мобильно поставила следующие приоритеты: - Закупка бутылки. Так как в своём производстве мы используем, как импортную, так и российскую бутылку, мы попытались выкупить у поставщиков весь свой годовой объём производства. Рост цены +10-15% на отечественную. Рост курса повлёк за собой подорожание и дефицит по импортной бутылке. - Пробка. Используем португальскую, закупили все, что было возможно, рост цен +15%. - Этикетка. Для нашей этикетки мы используем импортную бумагу. Когда мы размещали заказ, на тот момент, уже был рост курса. Соответственно удорожание на момент оплаты. - Картон. Используем российский, но подорожание +20% было в декабре. - Саженцы. Сотрудничаем с французским питомником. Мы разместили заказ и предоплату за саженцы в прошли году. На данный момент нет четкого понимания , когда и как мы их сможем получить. - Удобрения. Подорожали на 50% и на данный момент дефицит. - Купили новую агротехнику - трактор с прицепом в конце прошлой недели, так как из за роста цен и возможного дефицита инвестировать в технику выгоднее, чем держать в рублях. - На данный момент цены на свою продукцию мы не изменили. Но понимаем , что с учетом всех новых вводных поднятие цен на вина нового урожая неизбежно. Рост цен на готовую продукцию, скорее всего, будет в рамках 15-20%».


Александр Кретов, управляющий акционер группы компаний «Ариант»

«Все предприятия группы работают в штатном режиме. Мы продолжаем производство продукции в соответствии с нашим бизнес-планом, ведем регулярные поставки в торговые сети и розничные магазины страны.

Спрос, безусловно, увеличился, и думаем, что он будет еще расти. Мы к этому готовы. Винодельня «Кубань-Вино» обеспечена производственными и складскими мощностями, а также урожаем 2021 года и предыдущих лет.

Конечно, у нас, как и всех сейчас, есть определенные сложности. Произошло существенное удорожание всех комплектующих товаров и материалов, по некоторым из них разорваны логистические цепочки в поставках. На паузе стоит сейчас экспортное направление. Но это не первый кризис, который приходится переживать компании за долгие годы ее существования. Мы уверены, что накопленный антикризисный опыт поможет нам успешно преодолеть и эту непростую ситуацию.

Мы уже давно используем свое отечественное сырье. У нас более 9 тыс га виноградников и собственный питомник виноградных саженцев. Он уже работает в масштабе страны и готов приступить к реализации программы импортозамещения в отрасли виноградарства. Ежегодно мы готовы выдавать в рынок порядка 3 млн первоклассных саженцев, а это около 1 500 га виноградников. Посадочный материал отечественного производства - реальная альтернатива закупкам импортных саженцев, которые не всегда соответствуют почвенно-климатическим условиям регионов России. Наши саженцы соответствуют требованиям ГОСТ и по фитосанитарному состоянию превосходят импортные, а заготовка собственных привойно-подвойных комбинаций является гарантией сортовой чистоты и качества.


На данный момент мы анализируем рыночную среду, в следствие чего, учитывая вышеперечисленные факторы делаем все возможное, чтобы увеличение цены не сильно сказалось на нашем потребителе».


Обухова Юлия, руководитель отдела маркетинга «Дербент Вино»

«Сложившаяся ситуация повлияла на нас, как и на многих других производителей. Прежде всего это коснулось увеличения стоимости вспомогательных материалов - пробки, бутылки, этикетки и т.д., а также более долгих сроков их поставки. Все это влечёт к неизбежной увеличении себестоимости продукции, а значит увеличению цены на полке. Для нас важно, чтобы качественное вино оставалось доступным, поэтому удорожание составит не более 15%.

Кроме того, из-за курса валюты и увеличения ставки рефинансирования нам пришлось пересмотреть инвестиционную программу, т.к. привлекать внешние средства стало не выгодно, при этом компания продолжит развиваться за счёт собственных средств и средств акционеров. Вместе с тем, мы оцениваем текущую ситуацию, как время возможностей для роста интереса к российскому виноделию, и в частности, к винам дербентского терруара в том числе за счёт развития туризма в регионе и повышенному спросу к поездкам в Республику Дагестан».


Comments


bottom of page